РЕКОМЕНДАЦИИ по вопросу реализации ст.53.1. ТК РФ «Участие представителей работников в заседаниях коллегиального органа управления организации с правом совещательного голоса»
Участие представителей профсоюзов в заседаниях коллегиальных органов управления организации является разновидностью социального партнерства и представляется его весьма эффективной формой. Наиболее важна для профсоюзов роль таких представителей в эффективном построении взаимодействия с работодателями, в ведении коллективных переговоров в сфере труда, при формировании условий коллективных договоров. Институт представителей профсоюзов в коллегиальных органах управления организацией был впервые введен с принятием Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (1996 г.). Пункт 3 ст. 16 гласит: «профсоюзы по уполномочию работников вправе иметь своих представителей в коллегиальных органах управления организацией». Тогда этой нормой закона о профсоюзах был восполнен пробел в законодательстве относительно участия профсоюзов в управлении акционерных обществ, организаций других новых организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов. Согласно закону работодатели должны были учитывать это новое право профсоюзов, предусматривать его реализацию в уставах своих организаций и содействовать конструктивному участию представителей профсоюзов в коллегиальных органах управления организации с учетом прав профсоюзов. Однако формы участия законом не были определены, а отсутствие такого права профсоюзов в трудовом законодательстве, не способствовало в большей мере применению на практике п.3 ст. 16 закона о профсоюзах. Внесением в Трудовой кодекс РФ (2018 г.) статьи 53.1 «Участие представителей работников в заседаниях коллегиальных органов управления организации с правом совещательного голоса» форма такого участия конкретизирована и потому приобрела возможность реального воплощения профсоюзами в своих представительских функциях. Главное – инициатива самой профсоюзной организации! В чем заключается важность работы коллегиальных органов управления организаций и участия в них профсоюзов: решения коллегиальных органов решающим образом влияют на разработку и проведение долговременной и текущей программы развития организации, определение размеров фонда потребления, его распределение, кадровой политики, принятие других важнейших решений, касающихся, в том числе, социально-экономического положения работников. Поэтому профсоюзная организация хозяйствующего субъекта в лице профкома должна быть заинтересована в том, чтобы иметь в этих органах управления своих представителей, способных в определенной степени влиять на принятие ими решений, в которых заинтересованы работники, да и сам профсоюз. Добившись положительного решения по участию в заседаниях коллегиального органа управления организации, профсоюз получает ряд необходимых возможностей для реализации своих представительских и защитных функций. А именно: - ознакомления о ходе выполнения организацией плановых заданий, обязательств по заключенным хозяйственным договорам, ходе выполнения заданий по проведению организационно-технических мероприятий по внедрению новой техники и технологии, повышению технического уровня производства в целом; внедрению прогрессивных форм организации и оплаты труда, состоянию производственной и трудовой дисциплины и т.п.; - регулярно получать и доводить до сведения работников достоверную информацию по интересующим работников и профком вопросам: о финансово-экономическом положении организации, перспективах ее развития, намерениях коллегиальных органов управления, касающихся реализации прав и интересов трудящихся и т.д.; - целенаправленно влиять, опираясь на мнение работников, на членов коллегиального органа управления - с целью принятия ими выгодных для работников решений, предотвращать, а при необходимости, отменять решения, противоречащие интересам работников. Решать вопрос представительства в коллегиальных органах управления организации следует гласно, на собраниях трудовых коллективов. Важным в этом случае является то, что решение данного вопроса собранием неизбежно повысит авторитет профсоюзной организации и профкома в глазах не только членов коллегиальных органов управления организацией, но и работодателя, побудит их более ответственно и серьезно относиться к мнению профсоюза. К тому же, будучи уполномоченными собранием, представители профсоюза могут защищать не только права и гарантии работников, но и законные права профсоюзов. Одновременно с решением собрания трудового коллектива профсоюзы могут инициировать внесение соответствующих условий в КД. Это должно стать одной из необходимых задач ППО при формировании условий коллективных договоров. Несмотря на то, что законодательно не предусмотрена подотчетность профсоюза и его представителей собранию, следует иметь в виду, что коллектив, предоставляя профкому определенные полномочия по защите своих интересов, вправе быть информированным о его деятельности. Поэтому представляется необходимым регулярное информирование работников о своем участии и действиях в заседаниях коллегиального органа управления организации. Соответствующую запись о подотчетности профкома собранию рекомендуется предусматривать в его решении либо в коллективном договоре. Как практически, следуя цели успешного достижения эффективной защиты прав и интересов работников, может проводиться работа представителей профсоюзов в рамках деятельности коллегиальных органов управления организаций: - представителям профсоюза целесообразно установить с членами соответствующего органа управления нормальные деловые отношения, что позволит им получать необходимую информацию о финансово-экономическом положении организации, перспективах ее развития, состоянии занятости работников и т.д. - необходимо добиться того, чтобы представитель профсоюза перед заседанием соответствующего органа получал пакет документов по повестке дня заседания, имея возможность изучить их, подготовить предложения профсоюза. Это поможет представителям работников своевременно и убедительно, со знанием дела, излагать позицию профсоюза на заседаниях коллегиальных органов управления, определенным образом влиять на принятие ими решений. Все эти моменты могут быть предусмотрены в коллективном договоре либо в нормативно правовом акте организации. Исходя из того, что представители профсоюза не являются членами коллегиальных органов, а только участвует в их заседании с правом совещательного голоса, им необходимо учитывать, что основным средством их влияния на принятие органом управления решения в пользу трудящихся, профкома является убеждение своих оппонентов, умение обосновать перед ними позицию профсоюза в интересах работников. Очевидно, что коллегиальные органы управления организации не всегда будут принимать предложения представителей профсоюза. Тогда перед ними стоит задача выразить особое мнение по такому решению и потребовать, чтобы оно было внесено в протокол заседания.
Более того, такой представитель, располагая соответствующей информацией, не должен оставлять без внимания вопросы, принятие которых коллегиальным органом явно повлечет ущемление интересов работников либо самого профсоюза. При рассмотрении в органах управления сложных правовых, экономических, социальных и иных вопросов в помощь представителям профкома желательно привлекать экспертов и консультантов, о чем должен позаботиться профком (введение такой нормы возможно также добиться через закрепление ее в вышеобозначенных актах организации, принимая во внимание принципы социального партнерства). Профсоюзам и их представителям в коллегиальных органах управления организации не следует избегать или уклоняться от обсуждения вопросов, решения по которым будут носить явно не популярный в глазах работников характер. В подобных случаях представителю профкома на заседании соответствующего органа управления необходимо обосновать свое отрицательное отношение к готовящемуся решению, настоять на занесении своего особого мнения в протокол заседания. Наряду с этим профсоюз может вступить с органами, принявшим решение, в переговоры, потребовав, например, пересмотра либо отмены решения. Честная и ясная для коллектива позиция профсоюза, его представителя, разъяснение предпринятых мер, чтобы подобное решение не состоялось, будут известны работникам и негативной оценки работы профкома может и не последовать. В данном вопросе следует учитывать то, что профсоюз, имеющий своих представителей в коллегиальных органах управления организацией, участвующий в их заседании и принятии решений, пусть даже с правом совещательного голоса (а возможно и более весомого - при достижении соответствующего решения работодателем, собственником, коллегиальным органом управления), обладает явным преимуществом перед профсоюзом, не имеющим таких представителей.
В иной ситуации, когда профсоюз изолирован работодателем или сам устраняется от представительства в таком органе, вступая в переговоры с работодателем по любым вопросам, не будет обладать необходимой ему информацией о финансовых возможностях организации, перспективах ее развития, планах руководства и т.п., что значительно сузит его возможности по защите интересов работников.
Прав и полномочий у профсоюзов в отстаивании интересов членов профсоюзов достаточно. Следует их активно, грамотно и эффективно использовать.
Подготовлено департаментом СТОиСП ФПСО.
26.07.2019 г.