Эмоциональное выгорание и как с ним бороться?

Как распределять силы, чтобы не выгорать?«Ничто для человека не является такой сильной нагрузкой и сильным испытанием, как другой человек»

Понятие «выгорание», как термин «hurnout», впервые применил врач-психиатр Г.Фрейденберг в 1974 году, описывая состояние разочарования, усталости, деморализации у специалистов, работающих в системе профессий «человек-человек».

Как распределять силы, чтобы не выгорать?, изображение №1

«Выгорание» - это состояние физического, эмоционального истощения, выработанный личностью механизм психологической защиты в форме исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

Опасность состоит в том, что это не кратковременный проходящий эпизод, а долговременный процесс «сгорания дотла».

Профессия педагога – одна из самых энергоемких. От педагога на постоянной основе требуются огромные интеллектуальные, эмоционально-психические и морально-нравственные затраты. При этом постоянно растут требования к личности учителя со стороны всех участников образовательного процесса.

Профессиональное выгорание не болезнь, не диагноз, не приговор. В зависимости от того, как человек относится к себе и своей жизни, он будет либо «звездой», либо «свечкой», чья учесть - гореть или тлеть.

Как распределять силы, чтобы не выгорать?, изображение №2

Рассмотрим один из основных способов преодоления синдрома «выгорания».

Это умение правильно распределять свое время. Определять главное и второстепенное: главное планировать ежедневно, второстепенное по мере необходимости.

Рассмотрим интересный способ, который называется «Квадрат Эйзенхауэра». Суть его: «Не все срочные дела важны и не все важные дела — срочные».

Как распределять силы, чтобы не выгорать?, изображение №3

Выглядит квадрат примерно так:

Срочно — Важно.
Срочно — Не важно.
Не срочно — Важно.
Не срочно — Не важно.

Вставить все свои дела в разные ячейки квадрата, самостоятельно расставляя приоритеты.

Так станет понятно, за что браться в первую очередь, а что может и подождать. А еще перед вами будет визуализирован список задач, которые нужно выполнить.

Найдутся те, кто без энтузиазма воспримет информацию о записях, но все специалисты подчеркивают ведение и планирование предстоящих дел, как положительный организующий момент. Помните, 20% дел дают 80% результата.

И короткие советы-пожелания: учитывайте свои биоритмы, не забывайте отвлекаться и отдыхать. Мотивируйте себя, стремитесь к своим целям.

Будь веселым всегда,

Не грусти никогда.

Будет трудно – крепись,

Будет ветер - не гнись,

Будет больно – не плачь,

Глаз в ладони не прячь,

Если грозы – иди,

Если слезы – сотри,

Если страшно – держись.

Помни, жизнь – это жизнь

Эдуард Асадов