Права педагогов при работе с детьми с ОВЗ

Продолжаем рубрику #Профсоюзнаяшпаргалка



В прошлый раз мы говорили о том, какие права есть у педагога при работе с детьми с ОВЗ. В этом посте мы поднимем не менее важную тему и ответим на вопрос, должен ли педагог-предметник составлять адаптированную программу для ученика своего класса?

 Статус «ребенок с ОВЗ» по смыслу ст. 2 ФЗ № 273 устанавливается исключительно заключением ПМПК, куда обращаются родители ребенка независимо от школы. В школе, где обучается ребенок с ОВЗ, создается психолого-педагогический консилиум (ППК), состоящий из специалистов, работающих с этим ребенком.

В ППК обязаны входить не только педагог-предметник, но и специалисты узкого профиля, работающие над коррекцией дефицитов конкретного ребенка. Заключение ПМПК, в котором комиссия рекомендует ребенку определенную программу с определенными специалистами, обязательно должно быть исполнено образовательным учреждением.

ППК совместно принимает адаптированную программу для ребенка с ОВЗ. Отсюда следует, что педагог-предметник не обязан составлять программу сам, принуждение администрации образовательного учреждения к этому незаконно. Это объясняется тем, что в адаптированной программе обязательно должен присутствовать блок, посвященный коррекционной работе с ребенком, которую описывают узкие специалисты.
Если в школе таких специалистов нет, ответственность ложится на администрацию, которая обязана обеспечить присутствие специалистов в образовательном учреждении.

Какой же предел ответственности учителя?

Правовой основой обязанностей учителя в процессе организации инклюзивного образования является профстандарт «Педагог».
Он предполагает следующие обязанности преподавателя:

Разработка адаптированной общеобразовательной программы (совместно с педагогом-психологом)
Разработка рабочей программы по предмету с учетом индивидуальных особенностей учеников с ОВЗ
Адаптация учебных занятий и внеурочной деятельность под нужды конкретного ребенка
Подбор специальных адаптированных учебных пособий для занятий. При необходимости использование специальных технических средств (если таковые имеются в образовательном учреждении)

Таким образом, в зону ответственности учителя входит адаптация своих обычных занятий для целей работы с ребенком с ОВЗ. Это включается в себя не только изменение самих педагогических методик, но и корректировку заданий для детей.
Все остальное, чем администрация школ обычно пытается дополнить стандартную нагрузку педагога, не относится к его непосредственным обязанностям!